Интервью Министра образования РФ Андрея Фурсенко

Андрей Фурсенко: «Мы должны дать школам возможность абсолютно легально получать деньги»


Министр образования с оптимизмом смотрит в школьное будущее


Труд, № 085, 17 Мая 2010г.

Таша Невская

(...)— Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с замечательной программой с электронными учебниками. Это уже свершившийся факт? В школах уже появляются электронные варианты книг?

— Что касается электронных учебников, то эту тему надо делить на много подотрядов. Первое — это просто оцифрованные книжные учебники, переход от обычных книжек на электронные. Вопрос очень интересный, и, я думаю, перспектива тоже может быть очень интересная. Мы все время говорим, что несчастные дети таскают огромные ранцы. Переход на электронные книжки способен снять эту проблему, ведь в одну такую книжку можно записать курсы всех 11 классов. Чтение этой книжечки требует особого умения, но, если наше юное поколение знакомо с компьютерами, думаю, проблем с использованием устройства не возникнет. При этом могу сказать, что электронные книжки обойдутся нам гораздо дешевле.

— А издательства не жалко?

— Вот вы знаете, еще раз повторю: так как школа не для учителя, а для учеников, так же и книги существуют не для того, чтобы загрузить издательства, а для того, чтобы создать максимально комфортные условия для тех, кто учится. Удобство — это первая составляющая электронных книг. Вторая, также очень важная составляющая, — это интерактивные учебники, которые абсолютно по-другому организовывают процесс обучения. Когда ты практически проводишь те же самые опыты, те же самые эксперименты в виртуальном пространстве.

Когда ты изучаешь предмет, получая в свое распоряжение огромное количество материалов и ресурсов. Например, когда ты изучаешь географию, не листая книжку, а рассматривая тот регион, который ты изучаешь в данный момент. Начиная с веб-камеры и заканчивая спутниковой связью. Или при изучении истории у тебя появляется возможность увидеть реконструкцию событий. Это тоже то, что мы, к сожалению, в бумажном виде получить не можем. Как на химии: пока в твоих руках что-то не взорвется, ты до конца суть предмета не поймешь.

— Тут нашему президенту пожаловались, что дети сейчас и так проводят очень много времени за компьютерами, пользуются всевозможной электроникой, интернет их затягивает полностью. Интересно ваше мнение: столько всего электронного — это не слишком?

— Речь не идет о том, чтобы дети учились исключительно в виртуальном пространстве. Повторю: химию, например, можно понять, когда в твоих руках что-то нагреется, начнется реакция. Для того чтобы понять, что такое электричество и насколько это опасная вещь, мало прочесть инструкцию — надо хоть раз в жизни засунуть вилку в розетку. Мы все постигаем с опытом.