"Прощай, переплет!"

Сюжет Сергея Малозёмова в "Итоговой программе с Кириллом Поздняковым"
телеканал НТВ




Оригинал публикации

Битва за будущее. Крупнейшие мировые производители электроники, прогноз которых был опубликован на минувшей неделе, предрекают скорую (лет через пять) и чуть ли не полную победу электронных книг над бумажными.

Одни говорят: вот она — культурная модернизация в действии! Был бы в Интернет доступ, сиди себе где-нибудь за пределами Отечества и к родной классике приобщайся. Или, скачав какое-нибудь учебное пособие, образовательный уровень повышай.

Впрочем, противников такого рода перемен хватает. В России, например, некоторые писатели и издатели считают их угрозой и даже приговором своему делу.

Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов оставался над схваткой, но выяснил немало прелюбопытных подробностей.

Известный музыкант и продюсер, соавтор мюзикла «Норд-Ост», а ныне предприниматель Георгий Васильев продвигает в российские школы электронный учебник. Ридер — это не просто карманный компьютер с большим экраном, а новая технология — электронные чернила. Монитор не светится, а отражает свет, как бумага, поэтому и глаза не устают.

Антон Альфредович — директор одной из четырех московских школ, где эксперимент начнется в сентябре. Математика, литература, физика, информатика — для большей части предметов бумажные учебники станут не нужны. Все будет в одном планшете.

Издательство «Просвещение» согласилось дать электронные копии своих книг. Школьники довольны, ведь всякое там фэнтези они давно читают именно с экрана.

Павел Тарасов, ученик 7-го класса: «Легче портфель, я думаю. Все учебники будут в одном, не надо будет так долго собирать по дому много всяких книжек».

Идеолог проекта и директор школы пытаются предусмотреть возможные проблемы. А если эти недешевые устройства будут терять, воровать или отбирать? И насколько бережно к ним будут относиться дети? А если начнут лупить друг друга по голове? Экран ведь прикрыт стеклом.

Георгий Васильев, организатор проекта по внедрению электронных учебников: «Если его уронить сейчас с высоты моего роста на бетонный пол, то, скорее всего, он повредится. Но уже сейчас появились экраны на пластиковой основе. И вот эти экраны уже можно ронять и даже сворачивать в трубочку, бить по головам тоже можно друг друга, хотя мы не рекомендуем».

«Веселые похороны бумажной книги». Открытую лекцию с таким названием недавно читал в своем книжном магазине бизнесмен и критик Александр Гаврилов. Он уверен: электронное чтение вообще настолько удобно, что скоро вытеснит бумажное. Книжные магазины в их нынешнем виде исчезнут. Тиражи обычных книг будут падать, а так как штучный товар всегда становится дороже, книга превратится в предмет роскоши.

Александр Гаврилов, литературный критик: «Можно представить себе какого-нибудь аристократа духа, который, заварив в первом часу дня себе утреннего чая и заказав из соседней булочной круассан, открывает свежую поэтическую книгу на восьмой странице, потому что вчера прочитал седьмую. Здесь, я думаю, что речь будет идти о бумажных книгах, потому что это элитное потребление, потому что это работа как раз с мелочами и с неким стилем жизни».

Писательница Татьяна Устинова, похоже, как раз из таких. В электронное будущее смотрит с тоской. Говорит, что ей нужно обязательно ощущать, трогать, нюхать книгу. Вступать в отношения важно даже с учебником.

Татьяна Устинова, писатель: «Учебник — это какая-то такая штука, с которой ты состоишь в диалоге: здесь ты должен вычеркнуть, там ты должен подчеркнуть, здесь ты должен красным фломастером нарисовать рожу, а тут обезьяне в учебнике по биологии обязательно пририсовать рога. Если ты этого ничего не делаешь, это значит, что вся учеба мимо».

Но сторонников прогресса больше, аргументы у них как-то ближе к жизни. Электронная книга — лучший способ, например, доставить свежие учебники в филиалы российских вузов за границей или донести новинки до региональных библиотек. В столичных, кстати, тоже дела идут не блестяще.

В главном хранилище крупнейшей библиотеки страны — Российской государственной (бывшей имени Ленина) — 19 этажей со стеллажами. Книг настолько много, что на доставку нужной по требованию читателя уходит минимум два часа. Вопрос: такой ли должна быть библиотека в XXI веке?

Об этом сам себя спросил и ответил отрицательно директор Ленинки Александр Вислый. Под его руководством уже оцифровали сотни тысяч томов, все они немедленно становятся доступными на экране в читальном зале и на сайте библиотеки в Интернете. Вислый шутит: его мечта — чтобы внутри Ленинки вообще не осталось ни одного читателя.

Александр Вислый, генеральный директор Российской государственной библиотеки: «Конечная цель любой компьютеризации библиотеки достаточно простая — создать условия такие, чтобы читателю не нужно было ножками идти в библиотеку, чтобы он все мог получить у себя дома за компьютером».

Однако пока сделать это не дает Гражданский кодекс, который требует при оцифровке заключать письменный договор со всеми создателями любой книги, на которую действует авторское право (а это 70 лет после смерти автора). Если брать хотя бы только новинки, то это сто тысяч договоров в год. Какая библиотека такое потянет?

Вислый с коллегами пытается пролоббировать изменение законов, но писатели против — боятся, что цифровые копии утекут в Интернет к пиратам. Бумажных книг тогда купят меньше, обеспечивать себя сочинительством станет невозможно.

Татьяна Устинова, писатель: «Конечно, никто писать не будет. Надо будет где-то чем-то зарабатывать. Я не знаю, может быть, окна мыть или фартуки шить. Тогда уже на писание истории времени не останется».

Помочь писателям зарабатывать на продаже книг в электронном виде уже несколько лет пытается Сергей Анурьев. Директор компании, торгующей текстами в Интернете, говорит, что цены более чем доступные — 20–40 рублей за книгу. Все легально, никаких опечаток или перепутанных страниц, в отличие от пиратов.

Издательства и писатели, правда, пока идут на сотрудничество с трудом. Анурьев говорит, что они просто не видят всей грядущей выгоды. Ведь электронное чтение колоссально увеличивает книжный рынок за счет появления нового слоя запойных читателей.

Сергей Анурьев, руководитель сайта по продаже электронных книг: «С бумажной книгой есть проблемы: когда заканчиваешь читать книгу, нужно задуматься, пойти и выбрать новую. С электронной книгой нет такого процесса. Я закончил читать первую книгу в серии, через две секунды я читаю вторую книгу в серии. Я по себе заметил, что как я стал читать электронные книги, я стал, во-первых, их быстрее и больше читать, я прочитал за год раз в 10 больше, чем за предыдущий год».

Впрочем, доходы от продаж в Интернете пока невелики. Один из писателей на условиях анонимности рассказал нам, что его поступления от обычных книг составляют две тысячи долларов в месяц, а от электронных — всего 300 рублей.

Александр Иванов, издатель: «Сказать, что это бизнес, я не могу, это пока ничтожные деньги, люди все-таки предпочитают пользоваться бесплатным пиратским ресурсом, чем платным».

А модный автор Андрей Геласимов беспокоится еще и о потомках. Сохранятся ли для следующих поколений цифровые книгохранилища?

Андрей Геласимов, писатель: «Если все это свести на электронные носители, а вдруг какой-то вирус или магнитная буря, я не знаю, сервера рухнут. Что тогда? Сколько потеряется? Это будет хуже пожара в Александрийской библиотеке, когда римляне брали Египет. Так что, мне кажется, книги надежнее все равно».

Геласимов добавляет: а как же знакомства с девушками в читальных залах? А задушевные беседы в курилках библиотек? Видимо, все это уйдет в прошлое. Хотя будущее тоже наверняка окажется веселым — как в фильмах про Гарри Поттера, герои на страницах электронных книг смогут прямо-таки жить своей жизнью благодаря видеоиллюстрациям.

А то и вовсе выпрыгнут к читателю. Представленная недавно в Южной Корее трехмерная книга дает такую возможность. Видимо, в глазах детей и подростков чтение наконец-то сможет соперничать с кино и компьютерными играми. Но много ли в нем останется собственно от чтения?