Ридерский захват

открыть материал ...

В России пробуют отказаться от бумажных учебников. Их хотят заменить на ридеры, нетбуки и другие электронные устройства

Учебная тревога прозвучала недавно со страниц письма издателей учебников в адрес мэра Москвы: они протестовали против введения с 1 сентября 2010 года в нескольких школах электронных устройств для чтения текстов (ридеров). Но эксперимент с ридерами — не единственный случай замены бумажных учебников электроникой. В Подольске ученики 9-го класса одной из школ весь прошедший учебный год пользовались нетбуками (это небольшие упрощенные ноутбуки). А с сентября ученики нескольких школ в Москве, Челябинске и Томске откажутся от бумажного учебника "Обществознание" в пользу электронного образовательного комплекса.

Классное чтение

Детям объяснять не надо, они в технике разбираются, а для взрослых скажем: ридер — это небольшое устройство с дисплеем на основе так называемой электронной бумаги. Текст на нем выглядит как текст обычной книги, потому что главное отличие ридера от компьютеров, ноутбуков и нетбуков — светоотражающий, а не излучающий экран.

Провести эксперимент по введению ридеров предложил председатель попечительского совета фонда культурных и образовательных проектов "Русский глобус" Георгий Васильев (известный как исполнитель авторской песни, а также как продюсер, автор и режиссер мюзикла "Норд-Ост"). Инициатива была поддержана. По словам Васильева, у него есть соответствующее письмо первого заместителя мэра столицы Людмилы Швецовой. Эксперимент для учеников с 7-го по 10-й класс четырех московских школ финансируют департамент образования Москвы, ОАО "Электронная Москва" (закупает ридеры) и "Русский глобус" (обеспечивает координацию работ). Но вдруг поднялась волна протеста, как будто Васильев осуществил "ридерский захват".

Руководители двух десятков издательств, выпускающих учебную литературу, в своем письме мэру Москвы Юрию Лужкову написали: "...Внедрение ридеров приведет к финансовым потерям издательств и, как результат, к резкому замедлению воспроизводства и создания нового учебно-методического обеспечения, соответственно к возможной гибели ряда издательств. Мы считаем этот проект бесполезным, вредным для здоровья учащихся, популистским по своей сути. При этом ридеры просто копируют тексты уже существующих учебников и не несут инновационной составляющей... Мы считаем гораздо более эффективным внедрить в учебный процесс электронные приложения к учебникам с использованием ИТ-технологий... Этот механизм в отличие от ридеров позволяет органично совместить учебные элементы в бумажном и электронном виде, не нарушая наши авторские и имущественные права..."

Что вдруг возникло такое сопротивление?

— Попытки компьютеризировать школу предпринимаются много лет,— говорит Георгий Васильев.— Но все они не затрагивали основу школьного образования — бумажный учебник. Весьма высока вероятность того, что в скором времени ридеры потеснят бумажные учебники. Именно с этим связано волнение полиграфистов и издателей, которые чувствуют близость серьезных изменений. Пока речь идет только об эксперименте, но от него будет зависеть принципиальное решение: быть ридерам в школах или нет.

Заметим, что, пока нет ридеров с цветным экраном, эксперимент в школе собираются проводить с теми учебниками, где цвет не важен: например, алгебры, геометрии, литературы... Ожидается, что один ридер с комплектом учебников в нем будет рассчитан на 2-3 года и окажется в дальнейшем дешевле, чем комплект бумажных учебников. К тому же туда можно будет закачать еще и художественную литературу, словари и справочники. Пока же цена ридера — от 9 до 12 тысяч.

Ридер "Дигитека", который будут использовать для эксперимента, специальный, 10-дюймовый (в магазинах продают 5-6-дюймовые). Он позволяет отображать страницу учебника один к одному. Разрабатывалось устройство совместно с украинскими партнерами. В феврале на Украине презентовали первый электронный учебник, рекомендованный для школьников,— Pocketbook 901. "Русский глобус" выступал как автор доработки устройства (сейчас компания работает и с другими производителями): в частности, черный цвет корпуса заменили на светлый, чтобы текст воспринимался на контрасте, ввели для удобства цветные кнопки...

Теперь осталось выяснить: будет кто-нибудь с 1 сентября на эти кнопки нажимать? Учителя до сих пор еще не прошли подготовку. Георгия Васильева беспокоит эта ситуация. По его словам, есть проблемы с выделением финансирования "Электронной Москвой".

Некоторые издатели, подписавшие письмо, позже все-таки согласились сотрудничать с "Русским глобусом". В частности, удалось договориться, что одно из крупнейших издательств на рынке учебной литературы, "Дрофа", на время эксперимента будет предоставлять электронные версии своих учебников для использования в ридерах. Издательства опасались нелегального распространения электронных копий учебников, но авторы проекта обещают защиту:

— Если компьютеры созданы для дальнейшей передачи информации, то ридеры — для ее конечного потребления, для чтения. Поэтому есть возможность сделать электронный учебник на основе ридера более защищенным,— говорит Васильев.

Школа-интернет

"Нетбук и ридер — это все равно, что преферанс и перетягивание каната. И то и другое — игра, но разный уровень",— считает учитель физики и астрономии школы N 29 города Подольска Игорь Царьков.

Школа уже 10 лет работает с мультимедийными проектами. В ней сотня современных компьютеров, объединенных в единую сеть. Действуют четыре Wi-Fi-хот-спота для беспроводного подключения любых устройств. 16 кабинетов оборудованы проекционной техникой, из них 11 — интерактивными досками. Есть 3D-кинотеатр, студия для создания виртуальной реальности, уникальный астрономический комплекс с цифровым планетарием и автоматизированной обсерваторией.

Отказавшись от мела и перейдя на интерактивную доску, в школе решили попробовать отказаться и от бумажного учебника. Сначала собирались использовать электронную книгу (ридер) в качестве учебника по всем предметам, но поняли, что этого недостаточно. Остановились на нетбуке размером экрана в 11 дюймов — он маленький, легкий, его зарядки хватает надолго.

— Да, у него светящийся экран, но кто вам сказал, что это хуже? — говорит Игорь Царьков.— Мы ограничиваем использование компьютера на уроке и в домашней подготовке. Мы постоянно следим, как эксперимент влияет на здоровье детей. В начале ХХ века говорили, что на машинах нельзя ездить со скоростью больше 50 километров в час, потому что голова будет кружиться от быстро мелькающих деревьев. Ничего, ездим, и не кружится. Мы считаем, что нетбуки даже в том виде, в котором они есть сейчас, вполне пригодны и не портят зрение. По крайней мере, год исследований это показал. Кроме того, я думаю, что в ближайшее время будут нетбуки с самыми разными экранами. В том числе такими, какие используются в ридерах.

В прошлом году в школе собрали родителей, рассказали об эксперименте и отобрали в 9-й класс тех, кто по четырем предметам — физике, информационным технологиям, иностранному языку и русской литературе — будет заниматься с помощью нетбука, а не учебника. У некоторых родителей были сомнения, не все хотели, чтобы их дети попали в этот класс. Нынче, когда набирали очередной 9-й класс, который будет с 1 сентября учиться по нетбукам (а прежний 9-й продолжит пользоваться нетбуками в 10-м), говорят, сомнений у родителей уже не было.

В прошлом году нетбук, наушники (для лингафонного кабинета), планшет (для графических работ: специальный экран, на котором пишут электронной ручкой) и мышка обошлись родителям примерно в 14 тысяч рублей. Можно было принести и уже имеющийся ноутбук, если он подходил по характеристикам.

Преподаватели ищут наиболее доступные и удобные способы хранения информации и обмена ею. Отказались от почты как средства общения, перешли на FTP-сервер (служба, предназначенная для двустороннего обмена файлами и их хранения на жестком диске учителя).

Например, протокол лабораторной работы ученик получает через FTP-сервер учительского компьютера. Просматривать работы тех, кто уже их сдал, у него возможности нет. Ученик сдает результат в собственную папку, где он хранится годами. Во время выполнения лабораторной учитель может посмотреть, что в данный момент делает ученик, помочь прямо со своего рабочего места, захватив мышку ученика со своего компьютера.

Компьютер здесь еще и универсальный цифровой прибор, заменяющий секундомеры, вольтметры, амперметры, термометры, манометры и даже счетчики Гейгера — Мюллера.

Издательство передало электронные версии учебников, в самой школе разработали электронную тетрадь. Первый год были проблемы, пока школьники научились писать на планшетах. Но в этом году ставят операционную систему Windows 7, которая позволяет писать рукописным шрифтом, а текст переводится в печатный, в том числе формулы, графики... Во время урока на клавиатуре нетбука ученики не набирают — не успевают. Дома — пожалуйста.

— Я думаю, рукописная культура достаточно скоро отомрет, хотя мы это целью не ставим. Они уже в 9-м классе. Писать научились и не разучатся,— уверен Игорь Царьков.

С сентября к четырем предметам у десятиклассников добавятся математика и химия. В 11-м, вероятно, они практически полностью перейдут на нетбуки.

Все ОК

В нескольких школах Москвы, а также в Челябинске и Томске с сентября должен начаться эксперимент для шестиклассников пока по одному предмету — обществознанию. Им учебник заменит электронный образовательный комплекс (электронный ОК), составной частью которого является устройство с двумя сенсорными экранами (диагональ каждого равна диагонали учебника). Один экран — это электронная бумага (для чтения и письма), другой — жидкокристаллический, полноцветный (для работы в образовательном портале интернета). Устройство можно переворачивать, менять местами экраны (для левшей), менять вертикальное положение на горизонтальное. С жидкокристаллического экрана ребенок переходит в образовательный портал, связь с которым осуществляется в режиме онлайн, где бы школьник ни находился. По заказу издательства "Академкнига/Учебник" это устройство сейчас делает Samsung.

— Электронный комплекс — это не копия обычного учебника,— говорит один из разработчиков проекта, директор по развитию издательства "Академкнига/Учебник" Ольга Захарова.— Устройство заменяет школьнику не только учебники, но и хрестоматии, рабочие тетради, дневник — все, что есть у ребенка в портфеле. То, что школьник пишет на сенсорном экране, сохраняется в образовательном портале в его личном кабинете. Такие учебники полностью персонифицированы. Как только школьник первый раз "перелистнул" страницу на экране своего устройства, как только сделал первую заметку, первую закладку, подчеркнул маркером полезные для себя ключевые слова, его учебник сразу стал отличаться от учебника соседа по парте. Этого не происходит с бумажными изданиями, в которых нельзя делать пометки, писать, загибать страницы. Учитель в режиме онлайн на своем экране видит, как продвигается каждый школьник, на каком этапе урока у каждого возникла трудность.

Сегодня устройство стоит около 500 долларов. Но с развитием технологий цена будет уменьшаться. В издательстве считают, что в итоге оно будет обходиться дешевле, чем комплект бумажных учебников, тетрадей, карт, который сегодня на год стоит 2500-3000 рублей. Пока эксперимент полностью проводится на средства издательства. Устройства детям тоже покупает оно.

— Это устройство не имеет ничего общего с ридером,— говорит генеральный директор Борис Пименов.— Ридер ничем не отличается от обычной книги. Даже есть возможность его "листать" (и есть звук, имитирующий шелест страниц). Но учебник — это не просто книжка. Учебник, даже бумажный,— вещь интерактивная, поскольку неким образом организует учебный процесс. Ридер ничего не меняет в системе образования. Мы же предлагаем, по сути, новую систему получения знаний.

Смысл этой системы объясняет один из разработчиков проекта, главный редактор издательства Наталья Чуракова:

— В связи с изменившимися требованиями времени детей нужно учить не запоминать информацию, а ориентироваться в ней. Поэтому ребенка нацеливают на работу с разными видами информации, на поиск и отбор информации в разных источниках. В процессе самостоятельной работы в портале дети будут двигаться разными образовательными маршрутами (в зависимости от уровня подготовки и типа восприятия). Тех, для кого текстовая информация сложна, побуждают работать с видеорядом — отправляют на виртуальную выставку фотографий, дают посмотреть видеофрагменты... Появится возможность подтянуть к системе образования весь арсенал средств, накопленный в интернете (сайты библиотек и государственных музеев), которые, пока мы работаем на бумажном носителе, не могут быть использованы.

"Академкнига" пришла в школу из науки и высшей школы. Сначала стали выпускать электронные версии научных журналов (около 1800 журналов на elibrary.ru). Это не просто библиотека, а интерактивная система поиска и общения. Затем стали организовывать тематические электронные читальные залы для вузов. И поняли, что студентам тоже необходима обратная связь. После чего решили, что это должно быть и в школе. Тем более имелся опыт создания учебников, которые даже в бумажной версии обладали интерактивностью.

— На Западе, где мы вот уже 20 лет распространяем научные журналы, 95 процентов потребителей заинтересованы именно в электронных версиях,— говорит председатель совета директоров группы компаний Pleiades, акционера издательства "Академкнига/Учебник", Александр Шусторович.— Потому что потребителю так удобно. И мы хотим в школах предложить именно этот инструмент: интерактивную систему подачи информации и иной способ общения ученика и учителя и учеников между собой. Когда мы предлагаем эксперимент, не говорим, что имеем конечное решение. Мы говорим, что в этом направлении надо вести поиск, поскольку это направление будущего. Мы понимаем, что технология улучшится. За то время, пока будет отработана методология работы с этой системой, конечно, появятся гораздо более совершенные устройства. Но если Россия сегодня не встанет на этот путь, по которому идет весь мир, она очень сильно отстанет.

***

1 сентября в российских школах еще включают песню "Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь...". Сначала конкуренции не выдержало тонкое перышко, теперь на грани исчезновения тетрадь. Вскоре, видимо, угроза нависнет над глаголом "писать". Из песни слово, может, и не выкинешь, а из жизни можно выкинуть все что угодно.

Большая перемена

// Эксперт

Электронные устройства увеличивают нагрузки на детей

На использование в школе электронной бумаги нужна бумага — сертификат безопасности. Как выяснилось, пока такой документ никому не выдан. И вообще документов, регламентирующих использование ридеров, нет. Есть технический регламент, в котором представлены требования к электронным учебникам, но они предназначены для компьютеров. Об этом "Огоньку" рассказал директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма.

— В фонде "Русский глобус" говорят, что обсуждали со специалистами вашего института характеристики ридера. Например, они поменяли цвет корпуса с темного на светлый...

— Я встречался с энтузиастами использования ридеров в школах. Мы им говорили, что не дадим добро на использование тех ридеров, что есть на рынке, потому что в них очень короткая строка. Какие-то наши замечания они уже учли, но пока мы не подписали никакого договора. Ридер — не компьютер, в нем нет светящихся точек (пикселей), и мы думаем, что это перспективное направление, что это в хорошем смысле неизбежно. Но надо смотреть, как электронные устройства будут влиять на зрение, на работоспособность детей. Необходимо, чтобы по ходу экспериментального внедрения ридеров рядом были врачи, и они могли сказать: пожалуйста, используйте ридеры, но не все 45 минут, а столько-то минут непрерывной работы и с такой-то частотой, следите, как дети их держат.

— Использование электронных устройств, вероятно, еще ускоряет реакции, мыслительные процессы...

— Совершенно верно. Все нововведения — интерактивные доски, компьютеры — приводят к интенсификации обучения. И нагрузки на детей увеличиваются, к чему они не всегда готовы. Конечно, это стрессовая ситуация для многих. За последние 10 лет в три раза выросли функциональные отклонения у детей со стороны сердечно-сосудистой системы. Все признают: растут нервно-психические отклонения, девиантные формы поведения. Это проявления того напряжения, в котором дети постоянно находятся.

— В качестве преимущества электронных устройств называют меньший вес по сравнению с учебниками...

— Эта проблема давно решена. Учебники теперь выпускают по блокам, по частям. Кроме того, многие используют два комплекта: один дома, другой на уроках. Мы провели исследования и знаем, какой должен быть вес ранца и предельный вес для учебника. Например, для 1-4-х классов — это 300 граммов, для 10-11-х — 600.

— Как скажется то, что компьютерное поколение все меньше будет пользоваться ручкой, а больше клавиатурой и сенсорным экраном?

— Конечно, когда ты нажимаешь на клавиатуру или на экран, это другая моторика (а развитие моторики мелких мышц руки влияет на развитие мозга, работоспособность). Но ведь когда-то тяжело переходили с чернильной ручки на шариковую. Если медики работают параллельно с учителями, они подскажут, чем компенсировать изменение нагрузки.