Не можешь предотвратить – возглавь

\'мЕГЮБХЯХЛЮЪ\'

Не можешь предотвратить – возглавь

Ридеры вытеснят бумажные учебники, но спешить с их массовым внедрением не стоит

2010-07-05

На днях руководители двух десятков издательств учебной литературы отправили письмо мэру Москвы, в котором изложили протест против замены школьных учебников ридерами. По их мнению, эта инициатива «приведет к финансовым потерям издательств и – как результат – к резкому замедлению воспроизводства и создания нового учебно-методического обеспечения, соответственно к возможной гибели ряда издательств».

Напомним, что речь идет об экспериментальном проекте, который должен стартовать под эгидой Департамента образования правительства Москвы 1 сентября 2010 года. В четыре школы столицы должны поступить ридеры российско-украинского производства «Дигитека» (на основе украинской модели Pocketbook 901), поставленные ОАО «Электронная Москва». Общее координирование проекта осуществляет фонд «Русский глобус».

По прогнозам экспертов, в течение десятилетия ридеры вытеснят бумажные книги, подобно тому, как кассетные магнитофоны вытеснили патефоны, а проигрыватели лазерных дисков – кассетники. Цена бумажных изданий непрерывно растет, цена ридеров – монотонно падает. Неудивительно, что кому-то протесты издателей могут напомнить выступления ткачей в защиту надомного производства против мануфактур, а затем в защиту мануфактур (такой парадокс) против фабрик. Однако по крайней мере один серьезный аргумент у издателей имеется. И дело не в том, что пока цена букридеров относительно высока (примерно 350–500 долл.). И не в том, что тиражи бумажных книг заканчиваются или оседают на складах, а электронная книга всегда в наличии и без разорительных магазинных накруток.

Разберемся, каковы актуальные и потенциальные преимущества букридеров перед бумажными учебниками. Они троякого рода: 1) меньшие габариты (обладатель электронного устройства для чтения может носить с собой библиотеку из сотен томов в приспособлении размером меньше стандартной книжки); 2) гипертекстовые возможности (включая закладки, встроенные словари, энциклопедии, тренинги, тесты); 3) мультимедийные возможности (виртуальные экскурсии, анимация, видеовставки, динамическая графика, звуковые файлы). Как раз третьей категорией возможностей, которая и обеспечит решающий прорыв, современные электронные устройства для чтения обладают не в полной мере. Технология «электронные чернила», используемая в современных ридерах, включая «Дигитеку», не поддерживает даже цвет (трудно представить себе учебник истории или биологии в черно-белом исполнении).

Имеет значение и то, что электронные устройства для чтения переживают такую бурную техническую эволюцию, что в случае преждевременного массового внедрения и сами модели, и их контент будут устаревать даже быстрее, чем бумажные учебники (как первые модели сотовых телефонов). Таким образом, в словах издателей есть резон.

Однако эксперты непреклонны в том, что в десятилетней перспективе рынок бумажных книг и учебников схлопнется. Все, что может быть оцифровано, будет оцифровано. Сколько бы ни оттягивали час X, рано или поздно издательствам придется пройти через узкое место, или, как говорят англичане, «бутылочное горлышко» (bottle neck). Конкурентные преимущества получат те игроки, которые будут готовы к структурным изменениям на книжном рынке («цифрошоковой терапии»). И гибель ряда издательств, по-видимому, неизбежна. Неудивительно, поэтому, что фонду «Русский глобус» удалось договориться с некоторыми издателями, поставившими подпись под письмом. И в том числе с лидером на рынке учебной литературы – издательством «Дрофа», которое согласилось предоставлять электронные версии своих учебников для школьных ридеров. Логика издательства понятна: не можешь предотвратить – возглавь.

Но если массовое внедрение ридеров в школах пока преждевременно, то экспериментальные проекты по использованию ридеров в учебном процессе нужно запускать уже сейчас.