Учебники экранизируют


— 26.08.10 20:01 —
Учебники экранизируют
Депутаты Мосгордумы готовы выделить деньги на внедрение в школах букридеров как альтернативы бумажным учебникам. Внедрять программу предлагает фонд «Русский глобус», о финансировании которого ничего не известно. Столичный департамент образования обещает не проводить массовых экспериментов на школьниках. Бюджет Москвы может выделить деньги на внедрение букридеров в школах. О планах закрепить соответствующую строку в бюджете на будущий год сообщил спикер Мосгордумы Владимир Платонов. «Я планирую внести предложение в бюджет 2011 года о выделении денежных средств на внедрение электронных книг в школах, а жизнь покажет правоту», – заявил в среду на пресс-конференции «Букридер как альтернатива бумажному учебнику» Платонов. Он подчеркнул, что, как законодатель, видит «необходимость установить минимальные технические требования к этим изделиям, чтобы они гарантировали для граждан безвредное использование, а также добиться абсолютной идентичности бумажных и электронных учебников».

В понедельник руководитель столичного департамента образования Ольга Ларионова сообщила журналистам, что букридеры в Москве вводить не будут.

По ее словам, в Северном округе столицы на базе нескольких школ проводится эксперимент с использованием электронных пособий. «Но никаких массовых экспериментов с использованием электронных учебников или других электронных устройств в Москве не будет», – сказала чиновница.

По мнению руководителя департамента, к учебному процессу «нельзя подходить упрощенно». И с 2011 года московские школьники будут усваивать учебный материал с помощью электронных приложений к уже существующим учебникам. Это будут различные пособия, задачники, сопроводительные материалы по лабораторным работам. «Это необходимо, чтобы ребенок мог лучше усвоить материал, сделать какое-то практическое задание, лабораторную работу», – объяснила Ларионова. По ее словам, такая мера ускорит внедрение в учебный процесс новых технологий и будет способствовать ускорению компьютеризации школ.

«Ларионова – всего лишь один чиновник, а я – один депутат, – прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию Платонов. – Я планирую внести в проект бюджета поправку о выделении средств, а Мосгордума будет ее обсуждать. Это полезное дело, и им надо заниматься. Хотя говорить о конкретике, пока оно находится на стадии эксперимента и не налажено серийное производство, рано».

«Нет никаких сомнений, что за ридерами будущее. А как реализовывать идею внедрения их в школу, решим после эксперимента, который, я уверен, продолжится», – заявил Платонов.

Напомним, провести в московских школах эксперимент по замене традиционных бумажных учебников на ридеры предложил минувшей весной фонд поддержки культурных и образовательных проектов «Русский глобус», готовый обеспечить проект электронными учебниками и взять на себя затраты по общей координации и подготовке учебного контента. Деятельность созданного два года назад фонда посвящена «внедрению новой технологии чтения, основанной на использовании ридеров», а его задача – содействовать «безболезненному переходу русскоязычного сообщества с традиционного на новый книжный формат». Данных о финансировании фонда нет, на сайте организации говорится лишь о «добровольных пожертвованиях».

В качестве универсального школьного учебника, призванного заменить традиционные, фондом предлагается ридер «ДИГИтека». Как сказано на сайте фонда, «это устройство, вес которого сопоставим с весом одной книги, может вместить программу всех лет обучения, включая словари, справочники и хрестоматии, что несомненно благотворно скажется на здоровье российских школьников». Кто конкретно занимается производством устройств для школьников, в «Русском глобусе» не раскрывают. Сообщалось лишь, что прототип читалки предоставила украинская компания PocketBook, а его доработку ведет совместное российско-украинское предприятие. И что букридер представляет собой эксклюзивную модель, в том числе благодаря размеру экрана со страницу школьного учебника. Стоимость устройства у производителя, как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь фонда «Русский глобус» Дарья Моргунова, составляет $315.

Среди плюсов замены учебников ридерами председатель попечительского совета Фонда Георгий Васильев назвал малый вес при большом объеме памяти устройств, удобство в обращении с ними, возможность устранить дефицит учебников в отдаленных регионах, а также экологический эффект, связанный с тем, что не потребуется больше вырубать леса для производства учебников. Как сообщалось весной, идея получила одобрение в правительстве Москвы, и с начала учебного года в эксперимент под эгидой департамента образования правительства Москвы вступят специально отобранные школы.

Еще раньше российским школьникам порекомендовал букридеры президент Дмитрий Медведев.

«Мы должны поддерживать чтение в самых разных формах, в том числе и в самых современных, самых «модерновых», лишь бы наша молодёжь хотела читать», – заявил президент 22 апреля на заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию. Коснулся президент и цены вопроса «…Стандартный ридер стоит не 500 долларов, а 100. За 500 не надо покупать. Это гораздо дешевле, чем, может быть, кажется с высокой должности. Больших денег стоят новые всякие гаджеты, которые появляются с определённой периодичностью, но это уже развлечение, а стандартные стоят гораздо дешевле», – отметил он.

Между тем, по словам префекта САО Олега Митволя, продвигающий букридеры «Русский глобус» не имеет отношения к начинающемуся в пяти школах округа эксперименту, его курирует одна из организаций Академии наук. «Речь идет об уникальном электронном образовательном комплексе с электронными пособиями и дневниками, возможностью дистанционной связи между учителями, детьми и их родителями, – рассказал префект. – Родитель сможет в любой момент узнать, когда его ребенок пришел в школу, что кушал». По его словам, комплекс был представлен на выставке-ярмарке «От А до Я» в Манеже, но пока «не стоит называть» получившие его школы. Сейчас работать с комплексом учат педагогов, с 1 сентября с ним познакомятся школьники, и после 10 сентября округ будет готов широко презентовать этот «инновационный проект».

Что до букридеров, то, по мнению экспертов, прежде, чем говорить о массовом внедрении в школы подобных устройств, следует доказать их абсолютную безопасность и разработать к ним требования.

«Департамент образования Москвы отличается разумным подходом к инновациям, – считает известный психофизиолог, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. – Если что-то не исследовано, (а ридеры не исследованы), то решили не внедрять это повсеместно. Чтение – физически напряженный процесс. И страдать могут не только глаза – при работе с электронными устройствами ребенок испытывает общефизическое утомление, которое действует на его психику».

По словам ученого, очень важно исследовать множество аспектов: возможности электронных учебников, варианты их использования, шрифты, освещенность поля зрения, качество текста. «Недавно американские коллеги показывали мне букридер, которым разрешено пользоваться детям, – рассказала Безруких «Газете.Ru». – Это устройство величиной почти с лист А4, с очень хорошим, качественным экраном, четким шрифтом, цветным изображением. У нас таких ридеров нет. Я сама пользуюсь этим устройством и не могу сказать, что в нем достаточно четкий шрифт и глаза не утомляются».

Как считает заслуженный педагог РФ, директор средней общеобразовательной школы № 760 (лаборатории) им. А.П. Маресьева Владимир Гармаш, какой бы не была удобной электронная книга, не следует забывать о нормативах, регламентирующих, сколько времени ребенок может проводить за монитором – все, что связано с мерцанием, близко расположенным экраном, имеет последствия для здоровья. «Иногда это удобно, например, уезжая летом на дачу, можно взять с собой всю рекомендованную литературу в одном устройстве, но перевод всех учебников в электронный вид очень перегрузит детей», – говорит Гармаш.

По словам эксперта, в школе №760 в дополнение к изучаемым дисциплинам создана мультимедийная интранет-система. Эта система доступная любому ребенку, и отсюда, включив вай-фай, он может скачать интересующие его фильмы и передачи, не тратя время на их поиски в интернете. Однако, читать литературные произведения в электронном виде дети, даже старшеклассники не любят, говорит Гармаш: «Одно дело просмотр фильма, когда монитор можно расположить далеко, а на экране отображаются живые образы, и совсем другое дело чтение текста. Книга – это одна сенсорная ситуация, а монитор – другая».

Впрочем, по словам Моргуновой, экран ридеров устроен принципиально по-иному, чем экран других электронных устройств: он не излучает и не мерцает, изображение на нем можно увидеть только в отраженном свете. «Да, устройство надо тестировать, но к нему нет смыла применять те же требования и СанПины, созданные для компьютеров. И НИИ гигиены подростков как раз об этом и говорит», – отметила она.

По мнению уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, нельзя не учитывать современных тенденций: «Серьезные ученые доказывают вредность компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов, но все эти устройства занимают свое место в нашей жизни. Те же букридеры уже сегодня могут быть полезны для слабовидящих людей, благодаря возможности увеличения шрифта».

Однако, «школа должна быть консервативным организмом», считает омбудсмен.

Вопрос о внедрении чего-либо в ее стенах можно поднимать лишь после того, как будет доказана его полная безопасность, а также разработаны медицинские и гигиенические стандарты его использования. Но «в нынешнем виде использовать букридеры в школе нельзя», уверен Бунимович.

http://www.gazeta.ru/social/2010/08/26/3411654.shtml